Скоро в школу

Что необходимо уметь к школе?


Уважаемые родители,  вы обязательно должны обратить внимание на следующие мо­менты:
  • Все ли звуки правильно произносит ваш ребенок?
  • Умеет ли он различать похожие звуки на слух?
  • Владеет ли он элементарными навыками звукового анализа слов?
  • Насколько богат его словарный запас?
  • Не делает ли он в речи грамматических ошибок?
  • Хорошо ли владеет связной речью?
ПАРАМЕТРЫ РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ:
  • сформированность звукопроизношения;
  • готовность к звуко-слоговому анализу и синтезу;
  • соответствие словарного запаса возрастным нормам и умение пользоваться разными способами словообразования;
  • сформированность грамматического строя речи;
  • сформированность связной речи.
Готовность к звуко-слоговому анализу и синтезу:
  • умение определять место звука в слове, например: в слове МАЛИНА звук [М] находится в начале слова, в слове КОМНАТА - в середине слова, в слове ДОМ - в конце слова;
  • умение различать гласные и согласные звуки (в русском языке шесть гласных звуков: [А], [У]. [О]. [И], [Ы], [Э]);
  • умение анализировать слова из 3-5 звуков, например: в слове МАК первый звук [М]. второй - [А], третий - [К]; умение составлять слова из 3-5 звуков, например: [К'], [И], [Т] — КИТ.
Сформированность звукопроизношения:
  • у ребёнка должно быть сформировано правильное чёткое произношение всех звуков речи, в том числе сложных фонетических групп: свистящих [С], [С’], |3], [3’], [Ц];
  • шипящих [Ш], [Ж], [Ч], [Щ];
  • сонорных [Л], [Л’], [Р], [Р’].
Соответствие словарного запаса возрастным нормам и умение пользоваться разными способами словообразования:
  • умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением, например: ГОЛОВА - ГОЛОВКА — ГОЛОВУШКА;
  • умение образовывать относительные прилагательные (СНЕГ - СНЕЖНЫЙ) и притяжательные прилагательные (ЛИСА - ЛИСИЙ) от существительных;
  • умение образовывать приставочные глаголы; например: ЕХАТЬ - УЕХАТЬ - ПЕРЕЕХАТЬ - ОБЪЕХАТЬ ...
Соответствие словарного запаса возрастным нормам и умение пользоваться разными способами словообразования:
  • умение образовывать сложные слова, например: ЛЕС РУБИТ - ЛЕСОРУБ, СНЕГ ПАДАЕТ - СНЕГОПАД;
  • соответствие количественного и качественного словарного запаса возрастным нормам.
Сформированность грамматического строя речи:
  • умение правильно употреблять простые распространённые и сложные предложения;
  • умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции;
  • умение выделять предлоги в предложении как отдельные слова;
  • умение определять количество и последовательность слов в предложении из 4-6 слов, например: Канарейка сидит в клетке (4 слова);
  • умение различать понятия «слово», «предложение».
Сформированность связной речи в соответствии с возрастными нормами:
  • умение пересказывать рассказ из 8-10 предложений, сохраняя последовательность и смысл;
  • умение составлять рассказ по серии из 3-6 сюжетных картинок;
  • умение составлять рассказ по сюжетной картине; умение составлять рассказ-описание предмета.


                                          ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ,
  • Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.Физиологическая готовность ребенка к школе.Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

Психологическая готовность ребенка к школе.Психологический аспект,  включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая. 

1. Интеллектуальная готовность к школе означает:- к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже);- он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;- ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;- должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

2. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:- ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;- толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;- нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;-ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

3. Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:- понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;- наличие интереса к учению и получению новых знаний;- способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;- усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

• Познавательная готовность ребенка к школе. Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

1) Внимание.• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

2) Математика.• Цифры от 0 до 10.• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.• Арифметические знаки: « », «-«, «=».• Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за  и т. п.

3) Память.• Запоминание 10-12 картинок.• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.• Пересказ  текста из 4-5 предложений.4) Мышление.• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.• Складывать пазлы без помощи взрослого.• Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.5) Мелкая моторика.• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.• Выполнять аппликации.

6) Речь.• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.• Понимать и объяснять смысл пословиц.• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.• Различать в словах буквы и звуки.

7) Окружающий мир.• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

Общая ориентация детей в окружающем мире и оценка запаса бытовых знаний, у будущих первоклассников, производится по ответам на следующие вопросы

1. Как тебя зовут?2. Сколько тебе лет?3. Как зовут твоих родителей?4. Где они работают и кем?5. Как называется город, в котором ты живёшь?6. Какая река протекает в нашем городе?7. Назови свой домашний адрес.8. Есть ли у тебя сестра, брат?9. Сколько ей (ему) лет?10. На сколько она (он) младше (старше) тебя?11. Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие, домашние?12. В какое время года появляются листья на деревьях, а в какое опадают?13. Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь, готовишься ко сну?14. Сколько времён года ты знаешь?15. Сколько месяцев в году и как они называются?16. Где правая (левая) рука?17.  Прочти стихотворение.18. Знания математики:- счёт до 10 (20) и обратно- сравнение групп предметов по количеству (больше – меньше)- решение задач на сложение и вычитание

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!Выяснить, есть ли у вашего ребёнка интерес к обучению в школе, помогут следующие вопросы:1. Хочешь ли ты пойти в школу?2. Зачем нужно ходить в школу?3. Чем ты будешь заниматься в школе?4. Что такое уроки? Чем на них занимаются?5. Как нужно вести себя на уроках в школе?6. Что такое домашнее задание?7. Зачем нужно выполнять домашнее задание?8. Чем ты будешь заниматься, когда придёшь домой из школы?


1 комментарий: