Что необходимо уметь к школе?
Если у ребенка к моменту поступления в школу хорошо развита устная речь, ему легко будет даваться и письменная: чтение и письмо. Но очень часто у современных детей, поступающих в 1 класс, отмечается нерезко выраженные нарушения в речевом развитии, которые заметны только специалисту, В дальнейшем эти нарушения приведут к поя-лению специфических ошибок в чтении и письме. Устранить их может только учитель-дефектолог — специалист по коррекции нарушений речи (устной и письменной).
Уважаемые родители, вы обязательно должны обратить внимание на следующие моменты:
- Все ли звуки правильно произносит ваш ребенок?
- Умеет ли он различать похожие звуки на слух?
- Владеет ли он элементарными навыками звукового анализа слов?
- Насколько богат его словарный запас?
- Не делает ли он в речи грамматических ошибок?
- Хорошо ли владеет связной речью?
ПАРАМЕТРЫ РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ:
- сформированность звукопроизношения;
- готовность к звуко-слоговому анализу и синтезу;
- соответствие словарного запаса возрастным нормам и умение пользоваться разными способами словообразования;
- сформированность грамматического строя речи;
- сформированность связной речи.
Готовность к звуко-слоговому анализу и синтезу:
- умение определять место звука в слове, например: в слове МАЛИНА звук [М] находится в начале слова, в слове КОМНАТА - в середине слова, в слове ДОМ - в конце слова;
- умение различать гласные и согласные звуки (в русском языке шесть гласных звуков: [А], [У]. [О]. [И], [Ы], [Э]);
- умение анализировать слова из 3-5 звуков, например: в слове МАК первый звук [М]. второй - [А], третий - [К]; умение составлять слова из 3-5 звуков, например: [К'], [И], [Т] — КИТ.
Сформированность звукопроизношения:
- у ребёнка должно быть сформировано правильное чёткое произношение всех звуков речи, в том числе сложных фонетических групп: свистящих [С], [С’], |3], [3’], [Ц];
- шипящих [Ш], [Ж], [Ч], [Щ];
- сонорных [Л], [Л’], [Р], [Р’].
Соответствие словарного запаса возрастным нормам и умение пользоваться разными способами словообразования:
- умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением, например: ГОЛОВА - ГОЛОВКА — ГОЛОВУШКА;
- умение образовывать относительные прилагательные (СНЕГ - СНЕЖНЫЙ) и притяжательные прилагательные (ЛИСА - ЛИСИЙ) от существительных;
- умение образовывать приставочные глаголы; например: ЕХАТЬ - УЕХАТЬ - ПЕРЕЕХАТЬ - ОБЪЕХАТЬ ...
Соответствие словарного запаса возрастным нормам и умение пользоваться разными способами словообразования:
- умение образовывать сложные слова, например: ЛЕС РУБИТ - ЛЕСОРУБ, СНЕГ ПАДАЕТ - СНЕГОПАД;
- соответствие количественного и качественного словарного запаса возрастным нормам.
Сформированность грамматического строя речи:
- умение правильно употреблять простые распространённые и сложные предложения;
- умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции;
- умение выделять предлоги в предложении как отдельные слова;
- умение определять количество и последовательность слов в предложении из 4-6 слов, например: Канарейка сидит в клетке (4 слова);
- умение различать понятия «слово», «предложение».
Сформированность связной речи в соответствии с возрастными нормами:
- умение пересказывать рассказ из 8-10 предложений, сохраняя последовательность и смысл;
- умение составлять рассказ по серии из 3-6 сюжетных картинок;
- умение составлять рассказ по сюжетной картине; умение составлять рассказ-описание предмета.
ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ,
- Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.Физиологическая готовность ребенка к школе.Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.
Спасибо за актуальную и интересную информацию!
ОтветитьУдалить